- Введение
Краткий рассказ лектора - КУРОСАВА Синсукэ, специалист по ТРИЗ, специализация - использование ТРИЗ в обучающих практиках, исполнительный директор Японской Ассоциации экспертов ТРИЗ - о себе.
- Ситуация и задача
Нежелательные эффекты, цели для достижения, ограничивающие условия, субъекты.
Практическое занятие по формулированию в группах имеющейся ситуации в задачу.
- Причинно-следственный анализ
Инструмент для глубоко понимания причин нежелательных эффектов.
Пять «почему».
Практическое занятие по анализу ситуации на предложенном примере.
Применение подхода, заключающегося в обдумывании в обратном направлении: каким образом можно гарантированно добиться нежелательного эффекта.
Практическое занятие по поиску скрытых причин нежелательных эффектов в задачах, сформулированных ранее в группах.
- Дерево целей
Аналитический инструмент для выявления целей, необходимых для достижения изначально поставленной цели.
Порядок построения дерева целей.
5.1. Система и ресурсы
Предмет внимания для понимания объекта и руководство к обнаружению того, что можно использовать для реализации цели.
Система как многогранный взгляд на объект. Надсистема и подсистема. Изменения систем с течением времени и отражение истории в существующих системах.
Виды ресурсов.
Практическое занятие по исследованию в командах системы, надсистемы и подсистемы, а также их истории и будущих перспектив, и установлению дальнейшего курса управления бизнесом на предложенном примере ресторана.
5.2. Ресурсы функции
Практическое занятие по определению приоритетов на примере задачи по выживанию на Луне.
- Идеальность
Подход, заключающийся в стремлении достичь цели, концентрируясь на цели как таковой, без обдумывания обычных средств её достижения.
Понимание «идеальности» в ТРИЗ как ситуации, когда нечто, имеющее отношение к проблеме, становится благоприятным для нас без утраты своих особенностей.
Практическое занятие по разрешению ситуации на предложенном примере.
- Невозможность
Практическое занятие в группах по нахождению того, что ни в коем случае невозможно, с последующим поиском условий, при которых это может быть возможным.
- Противоречие
Противоречие как возникновение новой проблемы при удовлетворении субъективной потребности либо как возникновение вредного воздействия наряду с получением хорошего результата.
Практическое занятие в группах по составлению списка противоречий из окружающей нас действительности.
Разрешение противоречия путём его разделения на две части, с целью реализации полезной функции и нейтрализации вредной функции. Принципы разделения.
Практическое занятие по разрешению противоречия на предложенном примере.
Практическое занятие по выработке идей относительно разрешения противоречий из списков, составленных в группах.
- Примерная процедура решения задачи:
- определение ситуации и задачи;
- сбор информации (принципы и требования);
- определение идеальной ситуации (во избежание путаницы между целями и средствами их достижения);
- определение стратегии (поиск полезных функций и их улучшение, поиск вредных функций и противодействие им);
- поиск неиспользуемых физических ресурсов и создание структурных ресурсов путём внесения изменений в систему;
- группировка идей для формулирования концепций решений и выявления противоречий;
- решение противоречий путём разделения их на ситуации (которое можно производить, исходя из 4-х точек зрения);
- составление плана действий.